Круглосуточно, бесплатно
Круглосуточно, бесплатно

Когда протокол считается недействительным | Правообладатель 55

Необходимо отметить, что нарушение правил составления протокола влечет за собой последствия признания решений по делам об административных правонарушениях незаконными.

Одним из основных принципов составления протоколов является принцип принцип, обозначенный в статье 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принцип законности.

В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Это означает, что любой процессуальный документ в рамках производства (расследования) по делу об административном правонарушении, в том числе протокол об административном правонарушении должны отвечать всем требованиям, которые предъявляются законом.

Протокол об административном правонарушении является важным процессуальным документом, который в деле об административном правонарушении является основным доказательством вины человека.

Необходимо иметь в виду, что полученные каким-либо должностным лицом (например, полицейским) объяснения о каком-либо происшествии, даже если в указанных объяснениях указано на то, что конкретное лицо, скажем, тайно похитило шоколадку стоимостью 100 рублей, данные объяснения не имеют процессуального статуса дела об административном правонарушении.

Однако, если на основании денных объяснений будет составлен протокол об административном правонарушении, то в силу пункта 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Таким образом, мы видим, что протокол об административном правонарушении, способен наделять процессуальным статусом документы, которые содержат признаки состава административного правонарушения, а в этом случае гражданин, совершивший административное правонарушение, становиться участником производства по делам об административных правонарушениях, и, как указано в нашем примере, наделяется правами и обязанностями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в силу статьи 25.1 Кодека об административных правонарушениях РФ.

1. Протокол может считаться недействительным, если указанный протокол составлен лицом, не имеющим юридических полномочий на подобные процессуальные действия.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Законом, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливаются статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Но для того, что бы убедится в том, что той или иной протокол был составлен надлежащим (уполномоченным) должностным лицом, необходимо будет приложить достаточно усилий и старания.

Данный вывод обусловлен следующими основаниями:

Частью 1 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях указано, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

Следовательно, необходимо внимательно свериться с главой 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Установив, что протокол об административном правонарушении составлен сотрудником органа, который уполномочен рассматривать дело об административном правонарушении, необходимо иметь в виду требование части 2 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Далее по тексту «КоАП РФ»).

Частью 2 статьи 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлено, что протокол об административном правонарушении может быть составлен надлежащим лицом, несмотря на тот факт, что рассмотрение дела об административном правонарушении отнесено к полномочиям другого органа, или входит полномочия сугубо суда.

Для того, что бы окончательно разобраться в том, что действительно протокол составлен лицом, имеющим на то полномочия, необходимо обратить внимание на часть 4 статьи 28.3 КоАП РФ, где указано, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями1,2,3 статьи 28.3 КоАП РФ, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В качестве примера, возможно, привести приказ МВД России от 30 августа 2017 г. N 685 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».

О том, что протокол об административном правонарушении не является законным, может быть подтверждено и судебной практикой. В частности в пункте 4 Постановления Пленума ВС от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что в том случае, когда протокол составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которым составлен протокол.

В указанной ситуации, исходя из сложившейся практики, будет составлен новый протокол, в случае если не истек срок привлечения к административной ответственности, надлежащим должностным лицом, и направлен для рассмотрения повторно.

Однако, возвращение протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которым составлен протокол, возможно только на стадии подготовки к рассмотрению. В случае установление данного обстоятельства, на стадии рассмотрение дела об административном правонарушении, например, в суде, дело подлежит прекращению, поскольку данные нарушения закона являются существенными и неустранимыми (в ходе судебного процесса).

Резюмируя, необходимо обратить внимание на то, что протокол должен быть составлен надлежащим лицом. В случае если протокол составлен должностным лицом, не имеющим права составлять протокол об административном правонарушении, протокол является недействительным.

Следующим основанием для признания протокола об административном правонарушении недействительным, является несоответствие протокола об административном правонарушении требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В соответствии части 2 стать 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. По данным обстоятельствам, существует четкая позиция Верховного суда РФ, выраженная в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В пункте 4, указанного постановления определено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Как уже было указано выше, в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, орган (например, суд), который имеет право на рассмотрение дела об административном правонарушении, выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Так и в случае, когда протокол оформлен неправильно, с нарушением требований, установленных ст. 28.2 КоАП РФ, материалы дела об административном правонарушении представлены неполно, протокол с другими материалами дела на основании определения суда направляются обратно в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Учитывая несоответствие постановления требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в случае не устранения существенных недостатков протокола на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, протокол признается недействительным, дело об административном правонарушении подлежит прекращению, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

На практике возможно выделить основные нарушения при составлении протокола которые приводят к тому, что протоколы об административном правонарушении признаются недопустимыми доказательствами, такие как например:

2. Неверное указание места и время совершения административного правонарушения.

На основании ст. 28.2 КоАП РФ, и практике рассмотрения жалоб Верховным судом РФ, установление места и времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности;

В случае, когда время совершения административного правонарушения в протоколе не соответствует датам других процессуальных документов, например, в протоколе указано, что административное происшествие совершено в 15.30 час., а в протоколе об отстрани от управления транспортным средством, актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения 16.40 час., данные нарушения протокола, по мнению

судов, являются существенными, и являются основанием для прекращения дела об административном правонарушении;

3. Исправления в протоколе об административном правонарушении.

Исправление в протоколе данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений, в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении, является существенным нарушением.

В случае допущения ошибок, описок в протоколе об административном правонарушении, исправления, при необходимости их внесении в протокол должны быть исполнены в присутствии лица, в отношении которого составляется протокол.

При иных обстоятельствах протокол как доказательство должен быть признан недопустимым.

Необходимо также напомнить о том, что протокол об административном правонарушении является не только доказательством, но и процессуальным документом, которым возбуждается дело об административном правонарушении. Следовательно, не принимая во внимание те обстоятельства, что другие доказательства, имеющиеся в деле, отвечают требованиям закона и являются допустимыми (неоспоримыми), дело об административном правонарушении подлежит прекращению, если протокол признан недопустимым доказательством (недействительным).

По указанным основаниям было прекращено дело об административном правонарушении Постановлением судьи Верховного суда РФ № 18-АД19-64, в котором указано на недопустимость привлечения лица к ответственности по делу об административном правонарушении в случае, когда в протокол без его ведома были внесены изменения;

4. Неправильное указание обстоятельств, указание на квалификацию совершенного административного правонарушения.

По смыслу положений части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалификация действий лица, привлекаемого к административной ответственности, требует указания части статьи, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений.

Постановлением Верховного Суда РФ от 22 сентября 2017 г. N 18-АД17-36 отменены решения нижестоящих судов, дело об административном правонарушении прекращено.

Основанием для указанного выше решения послужило то, что в протоколе об административном правонарушении указано, что гражданином С. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако данная статья состоит из шести частей, каждой из которых предусмотрен самостоятельный состав административного правонарушения.

Допущенное нарушение требований КоАП РФ, по оценке суда, является существенным, что повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых решений, однако, оставлено судебными инстанциями без внимания вопреки положениям статей 24.1, 26.1 названного Кодекса.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что кроме нормы КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении, должны быть указаны нормы закона, нарушение которых образуют состав конкретного административного правонарушения. Например, несоблюдение требований горизонтальной разметки 1.3 (двойная сплошная линия разделение транспортных потоков), пересечение которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Соответственно в протоколе должно быть указан пункт правил дорожного движения, который нарушил водитель, а затем указать статью КоАП РФ, состав которой образует нарушение указанного пункта правил;

5. Не разъяснение прав.

Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем обязательно делается запись в протоколе.

Игнорирование этого требования приводит к тому, что доказательства по делу признаются судами недопустимыми. Суды ссылаются на пункт 18 постановления пленума от 24 марта 2005 года №5 — при рассмотрении дела собранные доказательства должны оцениваться с позиции соблюдения требований закона при их получении.

Таким образом мы понимаем, что основания для признания протокола недействительным могут быть абсолютно разными и отличаться в каждом конкретном случае. Команда наших юристов настоятельно рекомендует обращаться к специалистам в сфере юриспруденции при возникновении спорной ситуации, связанной с оспариванием протоколов.