Мы уже отмечали, что пандемия коронавируса негативно сказалась на всех сферах услуг. Та же участь постигла и туристические услуги. Большинство туристических агентств отказываются возвращать деньги за неоказанные услуги по турам. Ключевым словом здесь является «неоказанные».
Учитывая, что по статье 4 Закона «О защите прав потребителей» устанавливается требование о качестве оказываемой услуги, несовершенная услуга явно не может оказаться качественной. А статья 1102 ГК РФ квалифицирует данные действия турагентов как неосновательное обогащение и устанавливает обязанность туристических организаций вернуть денежные средства, полученные по своей сути безвозмездно.
ВАЖНО: не подписывайте никаких соглашений с турагентством до момента полного возврата денег, иначе условия подписанных документов могут привести к невозможности дальнейшего взыскания средств с организаций.
Турагентства используют разные схемы для того, чтобы удержать у себя средства, принятые от клиента. Иногда они просто игнорируют требования, закрыв офис «на карантин» и отключив телефоны, а иногда ссылаются на «форс мажор», утверждая, что они сами оказались в такой же ситуации и не могут ничем помочь. Несмотря на то, что они не виноваты в том, что границы закрыты, денежные средства вернуть они обязаны.
Таким образом статья 4 Закона «О защите прав потребителей» гарантирует Вам право на получение качественной услуги, а статья 14 Закона «Об основах туристской деятельности» указывает на то, что в случае, если при оказании туристических услуг возникает опасность для жизни и здоровья потребителя, Вы имеете право отказаться от таковых услуг с полным возвратом денежных средств.
Первым шагом на пути взыскания денег с турагентств должно быть написание претензии. Обращение, не зафиксированное письменно, не является надлежащим, более того, Вы не докажете факт Вашего обращения к турагенту, а это нарушает требование статьи 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ о бремени доказывания в суде. В соответствии с данной статьей Вы обязаны подтвердить фактами все свои аргументы. Подтверждением подачи претензии является либо копия врученной претензии с отметкой о принятии её в турагентстве, либо опись почтового вложения и квитанция об отправке письма турагенту, если вы пользовались Почтой России. Почтовое уведомление является таким же правильным, как и личная передача претензии.
Претензия в первом варианте составляется в двух экземплярах, один из них вручается оппоненту под подпись. Альтернативой является почтовое отправление оппоненту претензии, опись вложения при этом обязательно сохраняется. В соответствии со ст. 31 Закона «О защите прав потребителей» у оппонента имеется срок 10 дней для того, чтобы дать ответ. Отсутствие ответа квалифицируется как отказ и даёт право на дальнейшее обращение в судебные инстанции за восстановлением своего нарушенного права.
Для обращения в суд составляется исковое заявление о расторжении договора и взыскании суммы неосновательного обогащения.
Исковое заявление может быть подано как по месту регистрации юридического лица турфирмы, так и по месту Вашей регистрации. Помните, и исковое заявление, и претензия должны быть составлены по строго установленной форме. В них не должно содержаться оценочных суждений, так как судье абсолютно неинтересно, как сильно Вы переживали отказ и хождения по мукам от туркомпании. Всё должно быть изложено сухо и, по существу.
Также важно, чтобы документация была максимально мотивирована законом. Если Вы указываете, что турагент нарушил закон, Вы обязаны подтвердить ссылками на статьи, какие именно нормы или положения договора об оказании услуг он нарушил. Любые факты, не доказанные таким образом, не будут приниматься в расчет при разрешении вопроса об удовлетворении Ваших требований в суде. Судья не может руководствоваться моралью или жалостью. Он, в первую очередь – арбитр в споре между двумя субъектами правоотношений, а не помощник обездоленных.
Также важно понимать, что тянуть время с подачей искового заявления в ситуации с туристическими продуктами крайне не рекомендуется по причине вероятного банкротства тех операторов, которые функционировали в момент пандемии. При банкротстве оператор просто признается несостоятельным арбитражным судом, а это значит, что Вы и все остальные его клиенты сможете получить возмещение лишь в той мере, в которой у него имеются денежные средства на счетах и имущество.
Само собой, в любой организации с ограниченной ответственностью уставный капитал равняется минимуму в 10 000 рублей, а из имущества имеется лишь стол и стул, поэтому важно успеть подать заявление до того, как поднимется волна недовольных клиентов и, соответственно, пока на счетах компании имеется оборот. Понятно, что банкротство повлечет за собой отсутствие возможности возврата денег для всех, кто не успел заявиться на взыскание до объявления компании банкротом.
Учитывая, что вопросы, связанные с туристическими продуктами, чаще всего затрагивают существенные суммы денежных средств, команда нашего сайта советует обращаться только к тем юристам, которые имеют опыт работы в сфере защиты прав потребителей, так если Вы единожды обращаетесь в суд с некорректным заявлением, то обратиться повторно с исправленным заявлением нельзя по закону. Это называется «правилом тождества обращений». Таким образом гарантией возврата денежных средств от турагентства является своевременность и профессионализм.