Круглосуточно, бесплатно
Круглосуточно, бесплатно

Дорожные знаки и правила их установки — довольно существенная тема для понимания, поскольку дорожный знак, это не просто стенд, который информирует участников дорожного движения о той или иной сложившейся ситуации на дороге. В ряде случаев требует определенных действий, либо бездействия участников дорожного движения. Естественно, за невыполнение предписаний дорожного знака гражданин несет ответственность согласно закону.

Однако, если знак установлен незаконно, лицом, не имеющим права устанавливать дорожный знак или дорожный знак установлен с нарушениями – какова будет мера ответственности нарушителя требований дорожного знака? Имеются ли основания для привлечения к ответственности нарушителя требований дорожного знака, если знак установлен незаконно?

Дорожный знак — это знак установленной формы, цвета, размера содержащий определенное изображение, и по существу являющийся техническим средством организации безопасности дорожного движения.

Государственный стандарт устанавливает группы, изображения, размеры дорожных знаков. Кроме того, указанный стандарт, также устанавливает требования к световозвращающим материалам для знаков.

Также существует Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст).

Указанный стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам состояния автомобильных дорог общего пользования (далее — дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее — улиц), железнодорожных переездов. Требования стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

К дорожным знакам установлены требования разделом 6.2 указанного стандарта. В частности определено, что дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками отвечающим требованиям ГОСТ 32945.Изображения, символы и надписи должны соответствовать ГОСТ Р 52290. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.

Обозначенным выше стандартом указано в частности, что дорожные знаки должны отвечать не только установленным национальным стандартам, но и место их установки должно соответствовать утвержденным Комплексным схемам организации дорожного движения.

Данные обстоятельства являются крайне принципиальными, поскольку если установленный знак не отображен (отсутствует) на схеме организации дорожного движения, ответственность за невыполнение требований данного дорожного знака наступить не может, поскольку дорожный знак установлен незаконно.

Обязанность, необходимость разработки комплексных схем организации дорожного движения установлены Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения, а также при организации и осуществлении парковочной деятельности.

Для ответа на вопрос, кто же должен устанавливать дорожные знаки, необходимо обратить внимание на главу 2 названного федерального закона.

Данной главой установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области организации дорожного движения.

Речь идет о полномочиях правительства Российской федерации (Министерство транспорта РФ), полномочиях, например, правительства Тверской области, и полномочиях Нильского района Тверской области в области организации дорожного движения.

Полномочия органов государственной власти РФ определены ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Далее по тексту «закон об организации дорожного движения»).

В частности, кроме общих полномочий, пунктом 3 части 1 ст. 5 закона об организации дорожного движения установлено, что на органы исполнительной власти РФ возложена задача организации и мониторинга дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения. В данной статье закона обязанность по организации дорожного движения на федеральных трассах возложена на органы государственно власти РФ.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации дорожного движения определены статьей 6 указанного закона об организации дорожного движения, в частности пунктом 2 закона об организации дорожного движения определена задача по организации и мониторингу дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения.

Статьей 7 закона об организации дорожного движения, в частности пунктом 1, на органы местного самоуправления в области организации дорожного движения возложена организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

В положениях закона об организации дорожного движения непосредственно указаны только два федеральных органа исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области организации дорожного движения, — это Министерство транспорта РФ (Минтранс России) и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).

Кто же непосредственно устанавливает дорожные знаки? Этим по заказу двух вышеуказанных органов занимаются специальные учреждения. Например:

— Федеральное казенное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» (ФКУ ДСД «Дальний Восток»);

— Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург — Мурманск Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Кола»), и другие.

Полную информацию по казенным учреждениям возможно найти на официальном сайте Росавтодора, где размещен список федеральных казенных учреждений, подведомственных Росавтодору.

Примером создания подведомственной организации органом исполнительной власти субъекта РФ, не являющимся городом федерального значения, является создание управлением транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области Тамбовского областного государственного казенного учреждения «Центр организации дорожного движения» (ТОГКУ «ЦОДД») с целью обеспечения и реализации полномочий Тамбовской области в сфере организации дорожного движения.

Примером создания подведомственной организации органом местного самоуправления является создание администрацией городского округа город Воронеж муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж «Центр организации дорожного движения» (МБУ «ЦОДД») в целях реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и организации дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения в пределах предмета и видов деятельности.

Однако необходимо отметить, что многие граждане считают, что за установку знаков на дорогах отвечает ГИБДД.

Данное убеждение является глубоко ошибочным, поскольку на основании действующего законодательства (Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ; Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ), сотрудники полиции, а точнее сотрудники ГИБДД МВД России выполняют исключительно надзорную функцию относительно организации дорожного движения.

Если обратить внимание на сущность рассматриваемой темы с практической точки зрения, то, как уже было указано выше, законность установки дорожного знака имеет важное значение, когда необходимо оценить сложившуюся ситуацию с точки зрения административной, либо уголовной ответственности.

К теме законности установки дорожных знаков достаточно щепетильно относятся суды. По данной тематике имеется даже разъяснение Верховного суда РФ, изложенное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 г. N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В частности указано, что при возникновении в ходе рассмотрения дела сомнений в законности установки тех или иных дорожных знаков и (или) нанесения той или иной дорожной разметки судьей может быть истребована соответствующая схема (проект).

В силу указанной рекомендации суда, при нарушении требований дорожного знака (разметки), убедитесь в законности установленного дорожного знака.